Четверг, 02.05.2024, 04:56
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
http://st-petersburg.dorus.ru/job/vacancies/: Курьер
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

22:33
Потолок инноваций или Фантазии вице-премьера Иванова в ГосДуме
Вице-премьер Сергей Иванов докладывал Госдуме о положении в науке. Ему, согласно повестке «правительственного часа», надлежало также доложить об использовании научных достижений для развития экономики. Но об этом Иванову нечего было сказать ввиду отсутствия таковых. Углубившись в заготовленный текст, вице-премьер представил целый перечень дел, совершаемых исполнительной властью ради науки:

«Государство сделало принципиальный выбор в пользу масштабной технологической модернизации и перевода экономики на инновационный путь развития, формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы…»
«В 2009 г. президентом Д.А.Медведевым определены основные приоритеты модернизации экономики страны».
«Создана комиссия при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики страны».
«Более года работает правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. На прошлой неделе ее возглавил В.В.Путин».
«В аппарате правительства появилась новая структура – департамент науки, высоких технологий и образования. Его возглавил А.В.Хлунов».
«Активно действует совет генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики».
«Сформулированы цели и задачи инновационной политики в концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. и в Основных направлениях деятельности правительства РФ до 2012 года».
«В эту систему мер встроен долгосрочный научно-технологический прогноз, также перечень критических технологий и приоритетные направления развития науки…»
«Подготовлен проект нового указа президента о приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в РФ. Очевидно, в этом году этот указ вступит в силу».
Объем «модернизационных» усилий правительства, в котором, как следовало понимать, содержалась значительная доля заслуг вице-премьера, заметно заинтриговал депутатов и настроил на ожидание сообщений о реальных результатах. Как же иначе? Столько комиссий, концепций, указов – не могут же они существовать просто так, для доклада?
Однако один перечень сменился другим, с финансовым содержанием. Иванов открыл думцам глаза на то, что наука у нас обильно финансировалась. «Все последние годы расходы на науку постоянно росли вместе с ростом ВВП», – сказал Иванов, чем заметно озадачил аудиторию: какие годы считать «по­след­ними», и о каком «росте вместе с ВВП» идет речь, если в 2009 г. российский ВВП упал по отношению к
2008-му на 7,9%?
Между тем Сергей Борисович вполне по-бухгалтерски подсчитывал затратность науки. «Поддержка фундаментальной науки – около 800 млрд руб., прикладной науки, в том числе через ведомственные НИОКРы и НИОКРы, которые идут через федеральные целевые программы (ФЦП), – составляет 128 млрд руб. Внушительная сумма!» После этой фразы оратор оторвался от текста и взглядом победителя обвел сидящих в зале. Но аплодисментов не последовало. В глазах парламентариев нарастало удивление: целевые программы минфин уже давно задвинул далеко и глубоко, парламентарии о них уже стали подзабывать. Есть подпрограмма создания космодрома Восточный, очень нужного России. Но эта часть давней ФЦП не финансируется. «Почему?» – спрашивали депутаты Иванова во время дискуссии. Иванов ответил, что «надо смотреть», «надо включать Восточный в Федеральную космическую программу» и размораживать строительство. Не очень понятно. Но уточнений не было.
По оценке вице-премьера, «наши бюджетные расходы… весьма приличны и сопоставимы с аналогичными расходами США, Германии, Франции, Кореи и даже превышают расходы таких стран, как Великобритания и все наши партнеры в группе БРИК». Крупномасштабные сравнения! Только почему-то никаких цифр Иванов не назвал. Позже его тактично поправит нобелевский лауреат Жорес Алфёров: финансирование науки подросло, но в несколько раз меньше, чем в советское время, по сравнению с США и многими другими государствами в РФ на фундаментальные исследования тратится в десятки раз меньше, в бюджете 2010 года бюджет Академии наук уменьшился на 3,5 млрд, а достижением последних двух десятилетий является сохранение РАН. Не увязывались данные Жореса Ивановича со словами вице-премьера. Депутаты поверили все-таки выдающемуся ученому.
Сообщения господина Иванова вызывали вопросы. Совсем некстати было упоминание о БРИК. После того как Россия в кризис рухнула на 20-е место из стран двадцатки, ее вывели из состава развивающихся стран, то бишь БРИК – это Бразилия, Россия, Индия, Китай, что объяснимо. Три «бриковца» удержали от спада свои экономики, Индия и Китай даже прибавили. Россия единственная ушла на дно, и мировое экономическое сообщество вывело ее из состава почетной четверки.
С другой стороны, финансовые вопросы могут кого угодно сбить с толку. Затратили, подчеркивает Иванов, «внушительные сум­мы», а эффективность отечественной фундаментальной науки никудышная. В 2007 году по количеству публикаций в признанных мировых научных изданиях – всего 2,42%. РФ по этому показателю находится на 14-м месте – уровень Нидерландов. По показателю цитируемости – на 19-м месте, 1,32%. Это уровень Израиля. Действительно, плохо. Трудно здесь не согласиться с вице-премьером. Столько денег уходит, – и даже не цитируют…
Правда, Иванов не уточнил, сколько из выделяемых бюджетных средств ушло на зар­плату чиновникам, полчища которых множатся в геометрической прогрессии с каждой новой комиссией, каждым департаментом и «инновационным» указом. Научных открытий чиновники не совершают, но живут припеваючи.
У Иванова, однако, иные подозрения. Он считает, что виноваты вывески. «Есть вывеска – институт каких-либо исследований, и по смете его финансировали, а что он выдавал на-гора, – мало кого интересовало. Больше мы вывески поддерживать не будем», – жестко заявил вице-премьер, пообещав внедрить «новый подход качественной модернизации сектора исследований и разработок». Пример новой формы организации научной деятельности и финансирования – национальные исследовательские центры. «Мы их стали создавать, первая ласточка – Курчатовский институт», – сообщил Иванов. Этот институт, созданный еще в годы Советской власти, фигурировал в его докладе неоднократно. Правильно, конечно, что этот институт не развалили в отличие от множества других достойных научных учреждений. Теперь хоть есть что называть в докладах. Но депутатам не терпелось услышать, что же нового появилось в научной сфере, где теряются следы провозглашенной президентом модернизации?
«Невысокая результативность... низкое качество исследований», – признался Иванов. И кто виноват? Конечно же, не Иванов, не Петров и не Сидоров. Виноваты административные барьеры, отсутствие внебюджетного финансирования науки и коммерциализации научных разработок, недостаток конкурсного финансирования. Вдобавок правительство выявило, что за рыночные годы исчезла научная инфраструктура. Теперь надо выстраивать инновационную инфраструктуру. А это, как понял Иванов, очень дорого. В течение 3 лет будет выделено 8 млрд руб. «на формирование и развитие при вузах различных бизнес-инкубаторов, технопарков, инжиниринговых центров сертификации и трансфера технологий, коллективного пользования и инновационного консалтинга». Это, конечно, капля в море. Но, возможно тогда, надеется Иванов, дело сдвинется с мертвой точки.
А где взять деньги на внедрение инноваций, как подступиться к бизнесу, вице-премьер не знает. «Будем привлекать бизнес-сообщество», – обещает он. Но Иванов не первый в Госдуме с такими пожеланиями. Сначала надо разобраться, кто у нас рулит: правительство или бизнес-сообщество, которое наживается на эксплуатации наших недр и дешевой рабсилы, а тратиться на какие-то инновации даже не собирается. Поэтому, как считают ученые и многие депутаты, Иванову вместе с остальным правительством нужно снять экономику с нефтетрубы и повернуть ее в сторону производства. Только тогда появится интерес к инновациям. Это азбучная истина. А правительство, в том числе и господин Иванов, почивают на нефтедолларовой подушке, взбитой Кудриным, и гутарят про модернизацию.  
Делился Иванов мечтами о госзакупках, «мощнейшем рычаге стимулирования инновационный активности». Стоимость рычага – 4 трлн руб. «Вот что значит этот рычаг!» Но это не открытие. Это прямой путь к усилению государственного влияния. Коммунисты всегда отводят ведущую роль государству в базовых сферах, наука – из их числа. Только правительство Путина стоит на либеральных позициях, что уже привело к краху и экономики, и науки. Иванов же делал вид, что он не такой, что он особенный в рядах исполнительной власти.
Помимо упоминания о государственном рычаге, вице-премьер высказал еще одну мудрую мысль: «…экономика знаний опирается прежде всего на человеческий капитал, потенциал которого зависит от состояния отечественной науки и образования».  
Каким же человеческим капиталом располагает вице-премьер, настроенный на инновации и модернизации? Борис Кашин (КПРФ) задал ему развернутый вопрос: «Профсоюзы науки неоднократно требовали отставки Фурсенко. Его деятельность подрывает доверие научного сообщества к политике власти. Другой «ученый», Чубайс, который вколачивал гвозди в гроб коммунизма, не щадя в том числе и научных учреж­дений. Теперь он – главный нанотехнолог. Верите ли вы, как бывший резидент, что с такими кадрами, проводя закрытые совещания в узком кругу, можно достичь успеха в научных программах?»
Иванов: «Как бывший резидент, министру А.Фурсенко полностью доверяю». Вице-премьер доказал это, предложив расширить полномочия минобра по управлению научными средствами. А Чубайс? Да он, как просветил Иванов депутатов, «занимается не инновациями». Вице-премьеру часто приходится слышать критику в адрес гос­корпорации «Роснано», что много ей денег дали – 130 млрд руб., что они «крутятся» не по-научному и не в целях нано-… Это не так, сказал Иванов. Про откаты он вообще ничего не слышал. А из 130 млрд руб. «Роснано» «отфинансировало 72 млрд руб. на около 50 проектов». Госкорпорация в качестве стимула дает 50% от затрат на проект, вторую часть должен оплатить частный капитал. Это в идеале. Есть ли такие проекты в природе, вице-премьер не сообщил. Сомнений у депутатов добавилось. В незабвенное советское время каждая бюджетная копейка сопровождалась подсчетами ожидаемой пользы. На что или на кого истрачены 72 млрд руб.? Иванов замялся… Представитель Якутии Ф.Тумусов потребовал разъяснений, почему изобретение ученого Василия Ивановича Реввы, предложившего производить моторное топливо из углей с применением нанотехнологий, не получило поддержки в «Роснано». Иванов пообещал выяснить, где находится этот проект. И – не более. Даже если изобретение дельное, – мы о нем ничего не узнаем. «Роснано» об этом позаботится.
Помнит ли правительство о приближающемся 50-летии полета первого в мире космонавта Юрия Гагарина? Это будет 12 ап­реля 2011 года. «Создан оргкомитет во главе с председателем правительства», – ответил Иванов. В чем задача оргкомитета? «Приведение в божеский вид ряда объектов в Смоленской области, где родился Гагарин…»  «Это и есть инновационный потолок правительства?» – ехидничали в кулуарах журналисты.
А депутаты облегченн
о вздохнули: хорошо, хоть о святой дате не забыли.

Галина Платова.

Советская Россия


Просмотров: 578 | Добавил: inforussia | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]