- 2008 Ноябрь
- 2008 Декабрь
- 2009 Январь
- 2009 Февраль
- 2009 Март
- 2009 Апрель
- 2009 Май
- 2009 Июнь
- 2009 Июль
- 2009 Август
- 2009 Сентябрь
- 2009 Октябрь
- 2009 Ноябрь
- 2009 Декабрь
- 2010 Январь
- 2010 Февраль
- 2010 Март
- 2010 Апрель
- 2010 Май
- 2010 Июнь
- 2010 Июль
- 2010 Август
- 2010 Сентябрь
- 2010 Октябрь
- 2010 Ноябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Май
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2015 Февраль
- 2015 Апрель
- 2015 Май
13:07 ГРУ и СВР. Будущее разведки – будущее страны |
Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости Информационная шумиха вокруг ГРУ продолжается - теперь о возможных серьезных изменениях в военной разведке пишут в таких официальных изданиях, как «Российская Газета», что обойти вниманием уже трудно. В номере от 17 марта приводится информация о грядущей реформе российской военной разведки, которая коренным образом изменит ее облик. Между тем, содержание этой реформы вызывает вопросы у многих специалистов. Во-первых, сообщается, что в скором времени военная разведка может лишиться технической составляющей - спутниковую и радиотехническую разведку планируется передать СВР. Это решение мотивируется значительной нагрузкой, которую поддержание технической разведки возлагает на военный бюджет. В качестве примера подобного решения приводится США, где технические средства разведки сосредоточены в АНБ (Агентство национальной безопасности). На самом деле здесь допущена ошибка - спутниковой разведкой в США занимается не АНБ, а НУР - национальное управление рекогносцировки - космическая разведка США, которая работает в интересах всех остальных разведслужб, включая АНБ, ЦРУ, РУМО (военная разведка) и др. В этом заключается главное отличие американской схемы от предлагаемой - в случае передачи технической разведки из ГРУ в СВР равноправный доступ двух этих структур к средствам технической разведки отнюдь не будет гарантирован, а с учетом специфики задач ГРУ лишение этой спецслужбы спутников и радиоразведки значительно подорвет ее возможности. Не говоря уже о том, что бюджетные деньги все-таки из одного государственного кармана, поэтому нет ни малейшей разницы, в чьей строке - ГРУ или СВР - будут заложены средства на техническую разведку. Еще больше подорвать потенциал отечественной военной разведки способна другая реформа (слияние двух служб), о возможности которой также говорится в «РГ». В статье сообщается о том, что в некоторых структурах идет обсуждение слияния ГРУ и СВР, при этом ряд офицеров ГРУ, якобы, выступают за подобную передачу по причине более высоких должностных окладов в СВР по сравнению с военной разведкой. Подобная реформа недопустима, из каких бы благих соображений она не исходила. Как показывает военная и политическая история многих веков, государство не имеет права получать информацию о противнике и об обстановке в целом из одного источника. Этот источник может пасть жертвой дезинформации, собственной предвзятости, наконец - всякое бывает - жертвой некомпетентности или, чему также есть немало примеров - измены в собственных рядах. Только наличие, как минимум, двух спецслужб, добывающих, анализирующих и интерпретирующих информацию независимо друг от друга, может дать гарантию достоверности информации, на основании которой будут строиться военные и внешнеполитические планы государства. Кроме того, при внешней схожести, цели и задачи СВР и ГРУ во многом различны. ГРУ занимается сбором информации в интересах вооруженных сил, обеспечивая данными для работы генеральный штаб, который строит на основании полученных сведений свои планы. Задачи политической разведки, которой занимается СВР - во многом отличаются, и при слиянии двух разведывательных служб, командование армии мгновенно столкнется с острым дефицитом жизненно необходимых сведений. Точно так же недопустимо было бы слияние двух разведок под крышей ГРУ - в этом случае с дефицитом политической информации столкнулось бы уже руководство страны. Необходимость существования независимой военной разведки не оспаривалась даже в самое тяжелое и голодное время. Напомню, что прародитель ГРУ, служба под названием Регистрационное управление полевого штаба РККА (Региструпр) был создан в 1918 году, когда страна была охвачена гражданской войной, а контролируемая советской властью территория сжалась до минимума. Независимость разведывательных служб стала одним из столпов государственной безопасности СССР - страны, по общему мнению, создавшей самую мощную и эффективную систему внешней разведки, как военной, так и политической. Спецслужбы и армия, доставшиеся Российской Федерации в наследство от Советского Союза, безусловно, должны меняться, чтобы соответствовать требованиям времени. Но базовые принципы, выработанные за многие столетия истории войн и разведок, не должны оспариваться. Резкое снижение потенциала, а тем паче ликвидация ГРУ, как независимой структуры, по своим последствиям может быть сравнима разве что с полным односторонним ядерным разоружением России. |
|
Всего комментариев: 0 | |