- 2008 Ноябрь
- 2008 Декабрь
- 2009 Январь
- 2009 Февраль
- 2009 Март
- 2009 Апрель
- 2009 Май
- 2009 Июнь
- 2009 Июль
- 2009 Август
- 2009 Сентябрь
- 2009 Октябрь
- 2009 Ноябрь
- 2009 Декабрь
- 2010 Январь
- 2010 Февраль
- 2010 Март
- 2010 Апрель
- 2010 Май
- 2010 Июнь
- 2010 Июль
- 2010 Август
- 2010 Сентябрь
- 2010 Октябрь
- 2010 Ноябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Май
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2015 Февраль
- 2015 Апрель
- 2015 Май
13:16 Пока нефтяные бароны дремлют |
Новосибирские ученые придумали, как из любой нефти, даже самой "грязной", получать супертопливо. И обойдется это во много раз дешевле, чем на самом современном НПЗ «Вы Скажем прямо, Институт катализа — учреждение для отечественной
академический системы нетипичное. За всю историю его существования
здесь удовлетворением «чистого любопытства» почти не занимались —
ученые в своих исследованиях, как правило, ориентировались на нужды
реального сектора, поэтому практически все сделанные в институте
разработки находили своих потребителей. Новая, одностадийная технология
переработки нефти исключением не стала. На втором Конкурсе русских
инноваций, который проводит наш журнал, новосибирское Только светлые фракцииСразу оговоримся, что речь пойдет только о светлых фракциях нефти (углеводородных соединениях, выкипающих из нефти до 360oС), из которых получают бензин и дизельное топливо — мазута касаться не будем. По традиционной технологии, после первичной разгонки нефти бензиновая, керосиновая и дизельная фракции дальше перерабатываются каждая по своей схеме. Так, один из вариантов переработки бензиновой фракции в высокооктановый бензин включает гидроочистку (на этой стадии происходит очистка от серы и азота), риформинг и алкилирование. Дизельная фракция прежде чем превратиться в то, что мы называем зимним дизельным топливом, подвергается гидроочистке и депарафинизации. Такая длинная разветвленная цепочка нефтепереработки сформировалась постепенно, по мере того как совершенствовалась техника, требовавшая все более качественного топлива. Фактически каждое новое поколение технических средств заставляло нефтепереработчиков достраивать новое звено, что удлиняло и усложняло цепочку. На протяжении более чем ста лет существования классической
технологии все фракции нефти преобразовывались отдельно друг от друга,
каждая на своем катализаторе: например, для риформинга используются
платиновые катализаторы, для гидроочистки — «Невозможно? Кто сказал?!» — и новосибирские ученые доказали обратное. СуперкатализаторНовый способ одностадийной переработки нефти, когда перерабатывается
все и сразу, получил название «Технология БИМТ» (бинарные моторные
топлива). Алгоритм нового метода очень прост: после первичной разгонки
нефти все светлые фракции подают в один реакторный блок, где
и происходит процесс переработки; затем полученная смесь направляется
в блок разделения, где она разделяется на три конечных продукта:
высокооктановый бензин, зимнее дизельное топливо Изюминка нового метода — в уникальном катализаторе, который
загружается в реактор. Сама идея — как сделать катализатор таким, чтобы
тяжелые и легкие фракции преобразовывались на нем вместе, не мешая друг
другу, — родилась у доктора химических наук После этого весь коллектив лаборатории — очень сильная в научном
плане команда, сделавшая уже целый ряд перспективных разработок для
нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли, — подключился к работе
над новой технологией. Все вместе придумали способ промышленного
синтеза такого хитрого катализатора. Именно способ синтеза, то есть
способ перераспределения активных центров в объеме катализатора,
в данном случае и есть принципиальное новшество, поскольку сам
материал, который было решено использовать в новой технологии —
высококремнеземистый цеолит — не является для отрасли Пилотные испытания нового метода, доказавшие жизнеспособность
технологии БИМТ, прошли в 2001 году — спустя всего год после рождения
самой идеи суперкатализатора. А уже в августе 2003−го состоялись первые
Доводка технологии до полупромышленной стадии, как правило, самый затратный, а зачастую и вовсе неподъемный для научного коллектива этап жизни инновационного продукта, в случае с БИМТ не потребовала масштабных вложений: необходимое для испытаний количество катализатора сибиряки изготовили на собственной производственной базе Института катализа, а в качестве реактора использовали реконструированную установку, которую предоставила «НИПИгазпереработка». Эта фирма, поверив в перспективность новой технологии, выступила в проекте партнером сибиряков. Чисто, дешево, красивоБлагодаря технологии БИМТ процесс переработки нефти значительно упрощается: из схемы выпадают такие сложные и затратные процессы, как гидроочистка (а с ней — громоздкое и очень хлопотное водородное хозяйство), риформинг, изомеризация, алкилирование, депарафинизация и несколько стадий ректификации. За счет этого капитальные затраты по сравнению с традиционной схемой снижаются в шесть раз, эксплуатационные расходы — как минимум в восемь раз. По энергопотреблению БИМТ по меньшей мере в четыре раза экономичнее классической технологии. Катализатор в БИМТ — в отличие от участвующих в традиционном процессе дорогих и капризных благородных металлов — очень удобный во всех отношениях: он дешевый, неагрессивный и к тому же неприхотливый. Существенным плюсом новосибирской технологии является возможность
перерабатывать нефть с любой концентрацией соединений серы, без Новому же, цеолитному, катализатору сера абсолютно не страшна, поэтому для технологии БИМТ не имеет значения, сколько серы содержится в сырье. Примечательно, что метод БИМТ, легко «заглатывая» высокосернистые нефти, выдает на выходе топливо с содержанием серы менее 0,001% (тогда как по ГОСТу хорошим считается показатель 0,05%). Среди достоинств БИМТ и такой важный параметр, как низкое содержание в топливе, полученном по этой технологии, бензола — вещества, при сгорании которого образуются канцерогены. Наши ГОСТы ограничивают концентрацию бензола в топливе пятью процентами, а европейские — одним. В топливе же, полученном по технологии БИМТ, бензола — менее 1%. Следующее достоинство БИМТ — возможность получать зимнее дизельное
топливо с отменными характеристиками. Так, традиционное дизтопливо
считается хорошим, если оно остается жидким при минус 35ш С.
«Новосибирское» же дизтопливо не замерзает даже при минус 75ш С.
Но и это еще не все. Если нефть перерабатывается по традиционной схеме,
то примерно 25% содержащегося в нефти бензина переходит в газообразное
состояние, то есть как топливо теряется. Разработчики БИМТ и тут
превзошли «классику» — они добились гораздо более высокого выхода
жидких, наиболее ценных фракций: максимальная величина «потерь в газ» —
менее 18%. Впрочем, даже эти 18% именовать «потерями» можно весьма
условно: этот газ на 95% состоит «Патентный поиск показал: нигде в мире подобной технологии нет. Мы уже получили четыре российских и два международных патента на различные варианты технологии БИМТ. Сейчас в стадии рассмотрения находятся еще семь наших заявок на изобретения, которые мы сделали в процессе работы над этой технологией», — говорит Геннадий Ечевский. Удовлетворение топливных амбицийТехнология БИМТ — революционная, она полностью ломает существующую
классическую схему нефтепереработки. Это и мешает задействовать БИМТ
в отрасли сразу и повсеместно: вписать новосибирское В ожидании реакции «большой нефтянки» сотрудники Института катализа
сосредоточились на продвижении своей технологии в более узких нишах —
в основном там, где переработку нефти предполагается ставить с нуля
и в небольших объемах. К числу таких специфических областей относятся, Есть еще один перспективный рынок: по новой технологии можно было бы эффективно перерабатывать газовый конденсат — жидкую «фракцию», которую отделяют от добываемого газа, чтобы отправить в магистральную трубу только «сухой» газ. Для БИМТ газовый конденсат — идеальное сырье: он представляет собой смесь главным образом легких фракций нефти, содержание мазута в нем очень мало. Это означает, что газовый конденсат в отличие от нефти метод БИМТ может переработать практически весь, без остатка. Особенно много почти дармового топлива из газового конденсата можно было бы получить в Оренбургской и Астраханской областях, в Якутии. По мысли разработчиков, для продвижения БИМТ можно было бы использовать и «топливные амбиции» политиков из некоторых регионов. Несмотря на то что большинство крупных НПЗ загружено всего на 30.70%, власти тех регионов, где нет своих НПЗ, часто хотят иметь собственные мощности по производству моторного топлива, дабы избежать «выкручивания рук» в особо ответственные моменты, как, например, сев или уборка урожая. Используя же технологию БИМТ, можно построить компактный недорогой НПЗ регионального масштаба. Илюмжинов начинает и выигрывает«Продвижение нашей технологии на рынок состоялось за фантастически
короткий срок — менее полутора лет с момента пилотных испытаний, тогда
как обычно этот процесс занимает около десяти лет», — говорит Геннадий
Ечевский. Этим ускоренным прорывом на рынок научный коллектив обязан Поверив в разработку ученых своего института, Кильдяшев начал активную рекламную и маркетинговую кампанию, когда технология находилась еще на стадии лабораторных исследований, то есть гораздо раньше, чем установлено всеми канонами. Средств для продвижения технологии явно не хватало, и тогда для поиска потенциальных заказчиков Кильдяшев задействовал свои связи среди отраслевых менеджеров высокого звена, тех, кто готов был содействовать проекту исключительно из интереса к новой технологии. В итоге первые промышленные испытания стали одновременно и демонстрацией возможностей новой технологии для потенциальных потребителей: на испытаниях присутствовали те, кто уже был заинтригован достоинствами новосибирского метода, — представители средних и малых добывающих компаний из Краснодарского края, Ставрополя и Калмыкии. Больше других технологией БИМТ заинтересовались нефтяники из Калмыкии и лично президент этой республики Калмыкия — как раз тот случай, когда выбора нет: либо новая технология, либо полное отсутствие нефтепереработки как таковой. Результаты комплексной экспертизы качества сырьевой базы в этой республике, которая проводилась по заказу Института катализа, дали основания полагать: если внедрить в Калмыкии технологию БИМТ и перерабатывать проблемную нефть на месте, то добывать ее станет рентабельно. И уже собрана команда специалистов, которые смогут обеспечить строительство и эксплуатацию первого в Калмыкии завода, работающего по технологии БИМТ. Сейчас проект находится на стадии обсуждения с инвестором параметров сделки. Следующими «точками приложения» новой технологии, по всей видимости, станут Татарстан и Башкирия. «В этих республиках много небольших заводов, которые производят битум из мазута, а светлые фракции сдают нефтехимикам. Владельцы таких заводов заинтересованы в том, чтобы поставить у себя наше оборудование и начать производить моторные топлива», — рассказывает Сергей Кильдяшев. Кроме того, в том же Татарстане работает множество Параллельно с продвижением своей уникальной разработки в России Институт катализа уже начал прорабатывать и варианты ее экспорта. В качестве рынка для технологии БИМТ сибиряки рассматривают в первую очередь страны Ближнего Востока и Мексиканского залива, например Саудовскую Аравию, Марокко и ряд других, где намерены либо наладить собственную нефтепереработку, либо модернизировать уже имеющийся нефтеперерабатывающий комплекс. Правда, есть одно препятствие, которое может помешать выходу на этот рынок. «У нас в России сейчас нет такого комплекса инжиниринговых фирм, которые смогли бы осуществить проектирование в национальных стандартах, производство и комплектацию оборудования, монтаж на месте, а потом обеспечить сервисную поддержку. То есть нам обязательно придется искать и привлекать крупного иностранного подрядчика, — объясняет Сергей Кильдяшев. — Выстраивать такую цепочку — дело долгое и непростое, особенно если учесть, что эти рынки уже плотно оккупированы американцами, европейцами и японцами». Окупится за два годаПо оценкам специалистов Института катализа, емкость
внутрироссийского рынка — несколько сотен установок БИМТ. Но эта
цифра — теоретическая. Если учесть такие факторы, как невосприимчивость
нефтяных гигантов к инновациям и неповоротливость государства,
на котором висит северный завоз, более реалистичной выглядит такая
оценка: в ближайшие Что же касается технологического оборудования и расходных
материалов, то с этим у будущих заказчиков проблем возникнуть
не должно. Так, производство катализатора по лицензии Института
катализа уже налажено на |
|
Всего комментариев: 0 | |