- 2008 Ноябрь
- 2008 Декабрь
- 2009 Январь
- 2009 Февраль
- 2009 Март
- 2009 Апрель
- 2009 Май
- 2009 Июнь
- 2009 Июль
- 2009 Август
- 2009 Сентябрь
- 2009 Октябрь
- 2009 Ноябрь
- 2009 Декабрь
- 2010 Январь
- 2010 Февраль
- 2010 Март
- 2010 Апрель
- 2010 Май
- 2010 Июнь
- 2010 Июль
- 2010 Август
- 2010 Сентябрь
- 2010 Октябрь
- 2010 Ноябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Май
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2015 Февраль
- 2015 Апрель
- 2015 Май
23:26 ЭлеСименс |
Вадим Воронцов, главный редактор журнала «Эксперт Сибирь»От продажи полученных по бартеру куриных яиц к созданию российского Siemens. Непростая история простой томской компании Сергей Чириков: «Нужно немножко мечтать и много работать» Фото: «ЭЛЕСИ» Что нужно для того, чтобы создать в сибирском городе корпорацию, подобную Siemens? Пять инженеров должны собраться вместе, создать собственную фирму и начать реализовывать идеи. Если у них хватит сил и терпения пережить первоначальный этап, то потом им понадобится настойчивость для того, чтобы использовать счастливый случай и стать поставщиком для нефтяной госкорпорации. Потом нужно применить все таланты и умения, чтобы каждодневно доказывать, что делаешь наиболее качественные системы. Если все верно, то спустя 18 лет наступит время использовать накопленную за эти годы компетенцию для того, чтобы в тысячах километрах от Москвы создавать корпорацию, подобную Siemens. То, что было раньше курицыТомская компания «ЭлеСи» — тот случай, когда стоит нарушить неписаные каноны классических Шел 1992 год — расцвет бартерных схем. За работу с инженерами
расплачивались на фабрике своей продукцией. Всего за пару лет до этого
пять инженеров с разных предприятий Томска собрались вместе и решили
создать собственный бизнес. Общей идеей было то, что они Каким образом в таких условиях — самостоятельно реализуя яйца на рынках и толкучках Дело трубаСледующим большим заказчиком и первым, от кого компании удалось получить живые деньги, стала Братская ГЭС. Навестив маму, которая жила под Братском, Сергей доехал до Братской ГЭС и пришел в приемную ее тогдашнего генерального директора Александра Петрунько. И смог убедить того дать молодой компании шанс. Сотрудничество «ЭлеСи» и ГЭС продлилось несколько лет — до тех пор, пока у станции не сменились собственники. А разработанный для Братской ГЭС контроллер, впоследствии модернизированный, стал основой для системы телеметрии, которую «ЭлеСи» начала поставлять своему третьему и главному заказчику — компании «Транснефть». В этом месте умудренный опытом читатель поднимет палец вверх и скажет, что тут мы и добрались до секрета успеха компании — работа с крупной нефтяной госкорпорацией может обеспечить процветание любой российской фирме. И будет не совсем прав. Потому что получить такой контракт еще надо суметь, а получив его, нужно еще и постоянно доказывать, что именно ты можешь делать эту работу лучше всех. Ведь молодых и амбициозных, желающих получить эту работу, всегда в достатке. Историю начала сотрудничества с «Транснефтью» Сергей Чириков рассказывает честно. В 1994 году заместитель генерального директора по АСУ одного из дочерних обществ «Транснефти» — томской компании «Центрсибнефтепровод» — Виктор Саенко едет в столицу, чтобы занять кресло руководителя департамента информационных технологий. Молодой и талантливый, он понимает, что если не приведет с собой команду разработчиков, которые смогут реализовывать его идеи, то москвичи его «сожрут». «Это была большая авантюра с нашей стороны — нас тогда было всего 20 человек. И такой небольшой командой мы собрались «ломануться» на огромную «Транснефть» — делать системы телеметрии, диспетчерские системы, — рассказывает Сергей. — Со стороны Виктора это тоже была авантюра, потому что если мы не справимся, то это означает, что его попросту уволят. У нас было заключено джентельменское соглашение — он полностью занимается политическими вопросами, мы не пытаемся в них встрять и добиться права голоса, а он не мешает нам решать стоящие перед нами технические задачи так, как мы это считаем нужным. Нужно мечтать, много работать — и все получится». Через год был заключен небольшой контракт с «Транснефтью». Потом появился проект автоматизации одной нефтяной трубы в Новороссийске. В 1998−м стартовал проект автоматизации нефтепровода «Дружба».
Дефолт случился как раз тогда, когда «ЭлеСи» выбила соглашение
на миллион долларов на поставку и установку телемеханики для этого
нефтепровода. Казалось бы, договор с крупной нефтяной корпорацией может
обеспечить стабильность компании в период любых кризисов, К счастью, еще до дефолта «ЭлеСи» приобрела собственное здание. Существование имущества, которое можно отдавать в залог, позволило активно использовать кредитные ресурсы банков. Для любой производственной инновационной компании оборотные средства — вещь необходимая. Перед тем как выполнить контракт и получить за него деньги, нужно вложить средства в закупку недешевых комплектующих, понести прочие затраты. Собственная недвижимость и возможность спокойно работать с банками — тот порог, через который не смогли перешагнуть множество инновационных компаний. В конце 1999 года акционеры приняли решение, что остающиеся ресурсы
нужно отдавать другим отраслям, не «Транснефти». Начали участвовать
в выставках, выходить на контракты с добытчиками, газовиками,
увеличивать портфель сторонних заказов. Постепенно баланс удалось
сдвинуть в другую сторону и диверсифицировать портфель — «Транснефть»
перестала быть генеральным заказчиком, появились сотни других проектов
для других компаний. Но с появлением проекта нефтепровода Восточная
Сибирь – Тихий океан (ВСТО) ситуация снова изменилась — «Транснефть»
вновь заняла значимое место в обороте компании. «ЭлеСи» удалось
доказать, что создавать такой большой национальный проект без участия
российских компаний нельзя и что отечественные решения в области
промышленной автоматизации могут успешно конкурировать с зарубежными.
Для ВСТО «ЭлеСи» подготовила проектную документацию единой системы
управления для всего нефтепровода. Сейчас идет установка контроллеров
и телемеханики для участка между Зачем вам ТВЗ?Сегодня «ЭлеСи» — один из лидеров рынка промышленной автоматизации
и ведущий поставщик решений для российского нефтегазового комплекса.
У компании четыре площадки в Томске, на которых располагается завод
приборов и средств автоматизации, где производится вся электроника.
Также работают завод металлоконструкций, обеспечивающий потребности
в модульных зданиях с начинкой для телемеханизации удаленных
необслуживаемых объектов, собственный проектный институт, логистическая
компания, НИИ, инжиниринговая Клиенты «ЭлеСи» — федеральные компании. Следующий логичный шаг — выход на зарубежные рынки. По его словам, для того чтобы начать конкурировать за рубежом, вложений нужно не больше, чем стоят билеты на самолет для разработчиков. Но тут перед компанией встают две нерешенные проблемы. Первая — это неизвестность ее на мировой арене и недоверие именно к российским производителям. Вторая — ввозные таможенные пошлины на элементную базу и комплектующие, которые делают продукцию неконкурентоспособной на зарубежном рынке. Тут и всплывает тема особой экономической зоны Сибирский SiemensДо 2002 года команда акционеров оставалась единой. Затем их интересы сильно изменились. Сейчас из тех пяти инженеров, которые начинали, осталось двое. А самым крупным собственником является Сергей Чириков. В самом конце нашего разговора мы дошли до сути его представлений о будущем компании, до идеи, которую он хочет реализовать. «Надо делать второй Siemens, только российский. Использовать собственную компетенцию, которая составляет основу нашего бизнеса, в создании промышленной автоматизации в самых различных отраслях. Умение в различных отраслях делать системы в области электроники, автоматизации — компетенция Siemens», — рассуждает Сергей. Исходя из этой логики он начал развитие нового направления бизнеса — производство медицинского электронного оборудования. Медицина — это отрасль, которая в России катастрофически истощена, потребности ее в современной технике огромны. Если государство начнет инвестировать в ее переоснащение, то при отсутствии собственных производителей все эти средства уйдут за рубеж. |
|
Всего комментариев: 0 | |