- 2008 Ноябрь
- 2008 Декабрь
- 2009 Январь
- 2009 Февраль
- 2009 Март
- 2009 Апрель
- 2009 Май
- 2009 Июнь
- 2009 Июль
- 2009 Август
- 2009 Сентябрь
- 2009 Октябрь
- 2009 Ноябрь
- 2009 Декабрь
- 2010 Январь
- 2010 Февраль
- 2010 Март
- 2010 Апрель
- 2010 Май
- 2010 Июнь
- 2010 Июль
- 2010 Август
- 2010 Сентябрь
- 2010 Октябрь
- 2010 Ноябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Май
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2015 Февраль
- 2015 Апрель
- 2015 Май
12:37 Строительство по методу ППП или О достижениях в строительстве |
Бездонная яма строительства
Цены на строительство раздувают и частные застройщики, и государство. В результате реализация федеральных целевых программ, связанных с широкомасштабным строительством, оказывается под вопросом Рисунок: Игорь Шапошников Правительственный
план оздоровления финансового сектора и экономики (в обиходе «план
Путина») содержит такое предложение (пункт 31): «Приобретение
в 2008–2009 годах готового жилья экономкласса… за счет средств,
предусмотренных в федеральной целевой программе “Жилище” на 2002–2010
годы…». Смысл инициативы понятен: нужно срочно спасать девелоперские компании, которые Дискуссию о том, надо ли спасать отечественных девелоперов, в последние годы жировавших на бесконтрольном раздувании цен, оставим за рамками этой статьи. Пункт в плане есть — значит, спасать будут. Зададимся другим вопросом: а разве в ФЦП «Жилище» есть лишние деньги, которые можно потратить на благотворительность в пользу застройщиков? Неприкаянные миллиардыДеньги и правда есть. По данным Счетной палаты (отчет одобрен коллегией 12 февраля 2008 года), за 2006–2007 годы объем неиспользованного бюджетного финансирования ФЦП «Жилище» составил 37,6% (около 30 млрд рублей). В 2008 году на цели программы намечено выделить 51,3 млрд рублей. Но поскольку основное освоение денег до сих пор приходилось на последний квартал года (так, по данным Счетной палаты, за девять месяцев 2007 года по целому ряду направлений программы было использовано чуть больше половины средств), можно по аналогии предположить, что примерно 25 млрд рублей окажутся «свободными». При этом освоенные средства далеко не всегда использовались
по назначению — объем «неэффективно использованных бюджетных средств»
за указанный период Счетная палата оценила примерно в полтора миллиона
рублей. Но, возможно, эта цифра — лишь верхушка айсберга. За два года
Росстрой (государственный заказчик ФЦП «Жилище», упразднен в мае
2008 года) ни разу не проводил проверки Оценить эффективность выполнения программы в полном объеме у Счетной
палаты, похоже, просто не было возможности: Дирекция не утруждала себя
своевременными отчетами Росстрою по целому ряду направлений своей
деятельности. Так, говорится в записке аудитора, «в 2006 году Дирекция
не направляла в Росстрой мотивированные представления для внесения
изменений в утвержденные сметы расходов по целому ряду статей». Или вот
еще: «В указанных договорах не определено, в какие сроки и по какой
форме Дирекция представляет в Росстрой отчеты и информацию
по реализации данных подпрограмм и мероприятий, в связи с чем
не представилось возможным проверить выполнение Дирекцией указанной
функции». Счетная палата запросила у Росстроя информацию о дате
проведения последней проверки Напомним, о каких суммах идет речь. Общий объем финансирования ФЦП «Жилище» с 2002−го по 2010 год — 902,4 млрд рублей. Из них примерно треть — за счет федерального бюджета (298,8 млрд) плюс более 200 млрд в виде гарантий и еще «по мелочи», например 1,7 млрд рублей субсидий субъектам федерации на возмещение части процентных затрат по кредитам. Необязательный партнерНапример, в правительственном документе 2005 года (пространная записка, сопровождающая внесение изменений в одно из постановлений) указывается, что в процессе реализации подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» властям «не удалось в должной степени использовать ресурсы федерального бюджета для привлечения частных инвестиций», доля участия которых составила лишь 22%. Исследования Счетной палаты не дают оснований надеяться, что с тех пор ситуация улучшилась. Вот последняя по времени неофициальная оценка вовлеченности частных инвесторов в программу «Жилище». В июне 2007 года на конкурсной основе были отобраны 22 экспериментальных инвестиционных проекта комплексного освоения территорий (КОТ) в целях жилищного строительства, большинство из которых планировалось осуществлять именно в рамках этой ФЦП. Прошло семнадцать месяцев. По оценкам специалистов, реальные работы начались по одному из проектов («Академический», г. Екатеринбург), еще четыре «более или менее живы». Частные инвесторы зачастую просто не могут участвовать в ФЦП «Жилище». Институт ФЦП — одна из форм Главный — взаимные обязательства государства и инвестора никак
не формализованы, указывает руководитель департамента инфраструктурных
и транспортных проектов адвокатского бюро Констатация необязательности в отношениях сторон, собственно,
исчерпывает тему несовершенства ФЦП «Жилище». Однако строительство
в рамках программы все же идет, значит, партнеры находят Об отсутствии согласованности действий сторон в рамках ФЦП (и ГЧП вообще) можно слагать баллады. Вот пример из программы КОТ. Поскольку речь идет о комплексной застройке микрорайонов, то возводить предстоит не только жилые дома, но и все объекты социальной инфраструктуры: школы, поликлиники, детские сады и так далее. Но финансирование этих объектов проходит по линии разных ФЦП, следовательно, инвестору, если он не собирается строить исключительно за свой счет, предстоит еще участвовать в ряде конкурсов и добиваться получения финансирования из смежных ФЦП. А, например, в сфере здравоохранения такие программы разбиты на несколько подпрограмм, по принципу конкретных заболеваний: «Туберкулез», «Вирусные гепатиты», «Сахарный диабет» и так далее. Вообще непонятно, как при такой структуре программ частный инвестор может принять участие в строительстве обычной районной поликлиники или неспециализированной больницы. Наконец, если речь идет о комплексной застройке, то надо и дороги подводить. Финансирование строительства дорог осуществляется в рамках отдельной подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». То есть инвестору нужно «записаться» и в нее. Однако по действующему законодательству автомобильные дороги не относятся к категории коммунальной инфраструктуры, а следовательно, субсидии на их строительство из федерального и местного бюджетов не полагаются. А если их все же удастся выбить, то потом они могут быть классифицированы как нецелевое использование денежных средств. Да и само по себе участие частной компании в нескольких ФЦП приводит
к десинхронизации действий государства и частного инвестора. Впрочем,
и участие Кто строит дороже?Есть важный момент: «план Путина» предлагает выкупать готовое и почти готовое жилье из средств конкретной подпрограммы общей ФЦП «Жилище», а именно «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Публичных официальных данных о ходе выполнения этой подпрограммы
нет. Но даже без них можно предположить: дела идут явно не по плану.
Так, намечалось сократить срок ожидания получения жилья с двадцати Проблема в том, что девелоперские компании строят неоправданно
дорого — это известно. Но и бюджетное строительство обходится недешево
(а может, и не дешевле). На основе данных Росстата, Евростата
и Gardiner & Theobald специалисты сравнили эффективность
государственных инвестиционных расходов России и Евросоюза. Индекс
удорожания строительства в России за последние семь лет оказался
в 15 (!) раз выше, чем в Европе. Вот примеры роста стоимости культовых
инвестпроектов, финансируемых за счет федерального бюджета: проект
«Саммит Среди причин столь заоблачного подорожания — прежде всего срывы
сроков реализации (более 40% инвестпроектов) при отсутствии ограничений
по финансированию, а также наличие возможностей для коррупции
и злоупотреблений. Единственный действующий в настоящее время документ
в сфере сметного нормирования «Методика ценообразования
в строительстве» от 2004 года носит не нормативный, а рекомендательный
характер. То есть трата более триллиона рублей ежегодно обосновывается
факультативным образом. Между тем только Для иллюстрации низкой эффективности (точнее, отсутствия ее как
таковой) бюджетного строительства мы привели примеры инфраструктурных
проектов. Аналогичными данными по жилищному строительству, к сожалению,
не располагаем. Но предположения нехорошие. Поэтому нельзя исключать,
что обеспечение людей квартирами за счет выкупа жилья у зарвавшихся
девелоперов обойдется бюджету |
|
Всего комментариев: 0 | |