- 2008 Ноябрь
- 2008 Декабрь
- 2009 Январь
- 2009 Февраль
- 2009 Март
- 2009 Апрель
- 2009 Май
- 2009 Июнь
- 2009 Июль
- 2009 Август
- 2009 Сентябрь
- 2009 Октябрь
- 2009 Ноябрь
- 2009 Декабрь
- 2010 Январь
- 2010 Февраль
- 2010 Март
- 2010 Апрель
- 2010 Май
- 2010 Июнь
- 2010 Июль
- 2010 Август
- 2010 Сентябрь
- 2010 Октябрь
- 2010 Ноябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Май
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2015 Февраль
- 2015 Апрель
- 2015 Май
22:32 Инновационные идеи Михаила Прохорова |
Русская инновационная головоломка
Для осуществления инновационного прорыва России понадобится определить национальные конкурентные преимущества, стратегические технологические приоритеты, построить инновационную инфраструктуру, разобраться с интеллектуальными ресурсами и выстроить взаимоотношения государства и бизнеса Рисунок: Константин Батынков Сегодня, пожалуй, никто не будет спорить с тем, что Россия стала органичной и неотъемлемой частью общемирового политического и экономического ландшафта, занимает в нем свою определенную нишу и готова двигаться дальше. Но прежде чем поставить вопрос о путях дальнейшего развития, необходимо разобраться и понять, в какой среде мы работаем. Если говорить коротко, то упомянутую среду можно описать одним емким словом: глобализация. Она сильно напоминает процесс колонизации XVIII–XIX веков в части взаимопроникновения культур и передвижения огромных людских масс, только на новом эволюционном витке. Объектами этого процесса являются как различные ресурсы (традиционные и новые), так и формы контроля над ними. Трудности инновационного прорываК традиционным ресурсам можно отнести территориальные (в виде земли как капитала) и природные (месторождения горючих и других полезных ископаемых, водные и биологические ресурсы). Михаил Прохоров Фото: Дмитрий Духанин/КоммерсантЪ К новым ресурсам я прежде всего отношу инновационные (мировой интеллектуальный потенциал, объекты интеллектуальной собственности и возможность управления традиционными ресурсами при отсутствии формального суверенитета над ними), а также информационные (информационное пространство и информационные технологии), нетрадиционные природные (возобновляемые источники энергии и экологические ресурсы) и, наконец, вновь территориальные — в виде земли, но уже как основы формирования экономического пространства. Глобализация стирает государственные границы во всех сегментах, но с наибольшей скоростью это происходит как раз в области инновационных и информационных ресурсов. Эти факторы определяют несколько очень интересных тезисов.
Теперь, имея некоторое представление об основных тенденциях в сфере экономики инноваций, нужно четко определить потенциальные сложности для того, чтобы их правильно преодолеть. Какие трудности ожидают Россию на пути инновационного прорыва? Я бы выделил следующие.
Что делатьИз вышесказанного становится понятной необходимость поиска и развития условий или элементов, которые смогли бы обеспечить достижение главной цели, то есть перехода России к инновационной экономике. Мой практический опыт на поприще «бизнеса от науки» показывает, что таких элементов может быть пять. Первый элемент — это национальные Рассмотрим эти элементы подробнее. Первый элемент: национальные конкурентные преимущества
Второй элемент: интеллектуальные ресурсы Я считаю, что этот элемент можно условно разделить на три части.
Третий элемент: инновационная инфраструктура мирового уровня Что такое традиционная инновационная инфраструктура? Это в основном классический технопарк, иначе говоря, Формирование единого мирового информационного пространства
и углубление разделения труда привело к отмиранию необходимости
в такого рода инфраструктуре. Кажущийся успех сегодняшних технопарков,
специализирующихся на информационных технологиях, является мнимым, так
как На смену технопаркам приходит научный системный интегратор (НСИ), позволяющий глобально использовать те элементы научной и производственной инфраструктуры, которые наилучшим образом соответствуют целям проекта. Естественно, главным звеном НСИ продолжают оставаться люди, которые понимают рынок, осуществляют постановку и обоснование задач, проводят отбор исполнителей/поставщиков по всему миру, осуществляют контроль и «сборку» новой технологии на конечном этапе и обеспечивают ее внедрение в промышленное производство. Конечно, России вряд ли представляется возможным немедленно перейти от технопарков к научному интегратору. Целесообразно рассмотреть возможность так называемого промежуточного этапа. Мы с коллегами назвали его технохабом. Основная задача технохаба — концентрировать интеллект. Каким образом это может происходить? Строится несколько современных научных центров с универсальными лабораториями, испытательными стендами, опытным производством и т. д. с целью создания целой сети «точек роста» интеллектуального потенциала. В условиях России именно такая сетевая структура может стать системой «мостов» и «мостиков» между наукой и бизнесом, обеспечивающей трансфер знаний и изобретений в технологии, а технологий — в коммерческие продукты и бизнес, а также создающей необходимую концентрацию венчурного капитала для начала инновационного бизнеса. Вот в этом и будет заключаться задача технохаба — обеспечить недостающее звено в нашем инновационном процессе. Четвертый элемент: конструктивные взаимоотношения государства и бизнеса Нам совместно необходимо создать новую, собственно российскую
инновационную модель. Моя рекомендация, естественно, не отвергать
мировой опыт и сделать некоторый «гибрид» с лучшими элементами
американской и китайской модели. То есть российская модель должна
включать американский опыт сочетания эффективного стратегического
менеджмента с целенаправленным Кроме того, российская модель должна обладать Необходимо определить, чем занимается государство и за что отвечает бизнес в процессе строительства инновационной экономики. Если говорить проще, то я бы предложил такую аналогию: государство выбирает семена, взращивает саженцы, а бизнес потом растит деревья и уже из них делает целлюлозу, бумагу и всю остальную продукцию. Конечно, это крайне непростая задача. Точки зрения государства и бизнеса на развитие технологий и роль их друг на друга в этом процессе могут заметно отличаться. Как надежнее гармонизировать интересы государства и бизнеса, сохраняя при этом естественную разницу в правах на источники и объекты финансирования проекта, материальную и интеллектуальную продукцию, создаваемую в рамках инновационных проектов? Мощным средством в решении этой проблемы могут стать специализированные государственные структуры и компании, занимающиеся стратегическим стимулированием инновационного пути российской экономики. В целом распределение функций между государством и бизнесом могло бы выглядеть так. Государство: — разрабатывает комплексную стратегию развития фундаментальной науки, отраслей промышленности, национальных приоритетов, экологической безопасности, непроизводственной сферы, образования с учетом передовых тенденций в нанотехнологиях и потребностей национальной безопасности; координирует работы, выполняемые как государственными, так и частными структурами; — сохраняет права на интеллектуальную собственность в области оборонных производств на стадии НИОКР (иногда на стадии фундаментальных исследований), формирует условия для возникновения интеллектуальной собственности у разработчиков, ученых, лабораторий;. — компенсирует основную часть расходов госбюджета на науку и НИОКР за счет продажи технологий бизнесу для доработки и/или внедрения; — обеспечивает технологизацию общего образования, формирование нового слоя квалифицированных специалистов «среднего звена»; — создает объекты инновационной инфраструктуры национального
масштаба с участием других инвесторов с частичной компенсацией затрат
доходами от аренды частным фондам — финансирует фундаментальные научные исследования и вузы, часть Бизнес: — разрабатывает стратегию развития НИОКР и промышленности с учетом передовых тенденций в нанотехнологиях и потребностей рынка, готовит предложения по развитию фундаментальной науки и образования; — приобретает права на интеллектуальную собственность — коммерциализирует перспективную часть результатов НИОКР — обеспечивает технологизацию части специального образования, обеспечивает целевую поддержку общего образования; — создает небольшие компании по запуску перспективных инновационных проектов (так называемые стартапы) — проводит экспертизу и обеспечивает финансирование проектов прикладных НИОКР; — финансирует развитие части научной инфраструктуры, проекты создания новой Пятый элемент: отечественные стратегические приоритеты Я считаю, что здесь велосипед изобретать не надо. Инновационный прорыв должен вестись в направлении решения глобальных проблем человечества, связанных с продовольствием, энергетикой, экологией и перемещениями (транспортом). Кстати, последнее — это новая проблема, обусловленная быстрым ростом стоимости энергии. Как нам практически перейти от постановки глобальных задач к определению и реализации стратегических приоритетов строительства инновационной экономики России? Представьте себе пирамиду, вершина или первый уровень которой как раз и состоит из приоритетов создания новых внутренних и внешних рынков и/или серьезного участия в уже существующих. Успех на этом уровне определяется правильным использованием всех тех национальных конкурентных преимуществ, о которых мы говорили выше. Получается, что если Россия: а) великая энергетическая держава,
с огромным запасом полезных ископаемых, б) самая большая по территории,
разнообразию почв, включая «эксклюзивный» чернозем, в) великая
Второй уровень пирамиды определяет ключевые обеспечивающие отрасли, т. е. И третий, базовый, уровень пирамиды — это, собственно, формирование
инновационной рыночной среды, которая расширяется вместе с эволюцией
экономики. Она дает возможности для бизнеса любого уровня развиваться
и, преодолевая «ментальную лень», пытаться изобрести И еще один очень важный момент — создание моды на инновации. Она
может стать мощнейшим побудительным стимулом. В этой плоскости лежит,
возможно, одна из главных рациональных задач и государства, и бизнеса.
Заниматься инновациями должно стать модно, чтобы во всех светских
и не только светских местах темой обсуждения помимо вечных вопросов,
кто куда сходил и где был, обсуждался бы вопрос, кто что изобрел
и какие инновации продвигает на рынок. Успешные бизнесмены должны
в качестве почетной обязанности курировать отбор и регулярную поддержку
инновационных компаний на начальных стадиях и хвастаться, у кого больше
этих самых стартапов. А там уж недалеко и до страновой «доски почета». Статья журнала "Эксперт" |
|
Всего комментариев: 4 | |||||
| |||||