Вторник, 07.05.2024, 09:01
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
http://st-petersburg.dorus.ru/job/vacancies/: Курьер
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

00:14
Вместо «Булавы» летает «Синева»

Как сообщило управление пресс-службы и информации Минобороны РФ, «1 ноября атомный подводный ракетоносец Северного флота «Брянск» произвел успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты из акватории Баренцева моря из подводного положения. Боевые блоки ракеты в расчетное время прибыли на боевое поле». Поскольку «Брянск» вооружен ракетами РСМ-54, то можно предположить, что наш ВМФ параллельно с неудачными испытаниями твердотопливной «Булавы» проводит внедрение и отработку жидкостной ракеты «Синева». Об этом мы беседуем с экспертом информационно-аналитического центра «Оружие XXI века» капитаном второго ранга Александром Сурпиным.

"СП": - Для начала давайте вспомним о различиях между «Булавой» и «Синевой», хотя мы уже не раз писали об этом?

- На флоте традиционно создавались ракеты на жидких компонентах топлива. Именно такова «Синева», разработанная государственным ракетным центром имени Макеева, специализирующемся на таких заказах. «Булава» - твёрдотопливная баллистическая ракета, создаваемая для подводных лодок. Ее разработку ведёт Московский институт теплотехники (МИТ), специализирующийся на ракетах наземного базирования и никогда не создававший морские вооружения. Решение в пользу разработки твердотопливной ракеты «Булава» непрофильным МИТом было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым. Озвученным аргументом называлось стремление к унификации морских и сухопутных твёрдотопливных ракет (на самом деле, можно предположить и более прагматичные мотивы). Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования. Но это до сих пор не принимается во внимание соответствующими должностными лицами.

"СП": - Зачем же вбухивать гигантские средства в «Булаву», когда есть уже готовая «Синева»?

- По замыслу, «Булава» должна была превосходить «Синеву» по начинке и возможностям. Но теперь этот вопрос относится к области теории. На практике есть только «Синева». И, на мой взгляд, она очень даже хороша.

"СП": - Чем?

- Хотя бы тем, что она, в отличие от «Булавы», летает, причем надежно и уверенно. Давайте вспомним, 11 октября 2008 года в рамках учений Стабильность-2008 в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки «Тула» из подводного положения был произведен запуск ракеты «Синева», которая установила рекорд дальности полёта в 11547 километров и упала в экваториальной части Тихого океана. За пуском ракеты с борта ТАКР «Адмирал Кузнецов» наблюдал президент России Дмитрий Медведев. Дальность «Синевы» превысила дальность самой мощной американской ракеты «Трайдент-2» (11 000 км). При этом считается, что максимальная дальность стрельбы «Синевы» 8300 километров. Такого запаса дальности не имеет ни одна ракета в мире. Уникальна и структура боевой части ракеты. В штатном варианте она оснащается четырьмя боевыми блоками мощностью по 100 килотонн. Кроме того, возможно оснащение этих ракет принципиально новыми ядерными боевыми блоками сверхмалого калибра (до нескольких десятков тонн), что позволит использовать их для точечного поражения особо важных целей. Недаром немецкие специалисты назвали «Синеву» шедевром морского ракетостроения. Кстати, «Синева» способна свободно преодолевать ПРО США. 13 и 14 июня 2009 года ВМФ провел подряд два пуска межконтинентальных баллистических ракет РСМ-54 с подводных лодок Северного флота К-84 «Екатеринбург» и К-117 «Брянск». Пуски, проведенные по полигонам Кура (Камчатка) и Чижа (Белое море), стали, как сообщалось, неожиданными для системы ПРО США. Кстати, «Брянск» был тысячной подводной лодкой, построенной в советском ВМФ за 60 лет судостроительной программы. Для сравнения, за 18 лет - с 1991 по 2009 год – реформированная Россия сумела спустить со стапелей только 8 субмарин, да и то заложенных в советское время.

"СП": - Почему бы «Синеву» не сделать основной на атомном подводном флоте?

- В настоящее время ракетами «Синева», по имеющейся информации, оснащены три подлодки проекта 667БДРМ: К-114 «Тула», К-117 «Брянск», и прошедшая модернизацию К-18 «Карелия». В ближайшие годы новый комплекс должны получить и остальные подлодки проекта 667БДРМ.

"СП": - Имеется ли техническая возможность строящиеся под неудачную «Булаву» атомные лодки проекта 955 переделать под «Синеву»?

- По оценкам некоторых экспертов, имеется, ведь диаметр «Синевы» позволяет использовать ее из шахт, предназначенных для «Булавы». Правда, «Синева» имеет несколько большую длину, но это не является непреодолимым препятствием. Более серьезной преградой может стать различие стартов – «Булава» стартует из сухой шахты, а перед стартом «Синевы» шахты требуется заполнять водой. Есть и другие различия. Однако, эта проблема может быть решена – по информации из некоторых источников, КБ Макеева разработало вариант «Синевы» под «сухой старт». Если это так, то появился шанс ввести головной ракетоносец проекта 955 в строй в ближайшие два года, перестроив его под «Синеву», в случае, если испытания «Булавы» потерпят окончательную неудачу. И еще один важный плюс «Синевы». Она уже находится в серийном производстве и может быстро устанавливаться на новых ракетоносцах, не задерживая ход смены поколений технических средств на флоте.

Из досье «СП»:

РСМ «Синева»

Межконтинентальная трехступенчатая баллистическая ракета третьего поколения РСМ-54 "Синева" (по классификации НАТО, Skiff SSN-23) входит в состав ракетного комплекса Д-9РМ. Ракетный комплекс состоит на вооружении атомных стратегических подводных лодок пр.667БРДМ класса "Дельфин" (по классификации НАТО, Delta-IV).

Ракетный комплекс Д-9РМ с ракетой РСМ-54 был принят на вооружение в 1986 году. С 1996 года производство ракет РСМ-54 было прекращено, однако в сентябре 1999 года правительство России приняло решение о возобновлении производства модернизированного варианта РСМ-54 "Синева" на Красноярском машиностроительном заводе. Летные испытания ракеты "Синева" были успешно завершены в 2004 году.

9 июля 2007 года Владимир Путин подписал Указ о принятии на вооружение Военно-Морского Флота ракеты РСМ-54 "Синева".

Масса ракеты РСМ-54 "Синева" равна 40,3 тонны, масса головной части – 2,8 тонны, длина – 14,8 метра, диаметр – 1,9 метра. Корпус ракеты выполнен цельносварным из алюминиево-магниевого сплава. Пуск ракеты может осуществляться с глубин до 55 метров при скорости 6-7 узлов в любом направлении относительно курса движения корабля. При максимальной дальности полета от 8300 до 11150 километров, отклонение ракеты "Синева" от назначенной цели составляет около 500 метров. Это достигается за счет использования вычислительного комплекса "Малахит-3", который обеспечивает коррекцию траектории полета ракеты по звездам и навигационным спутникам. Ракета "Синева" обладает повышенной защищенностью от воздействия электромагнитного импульса и оснащена эффективной системой преодоления ПРО противника.

РСМ-54 "Синева" в зависимости от модификации может иметь четыре или десять боевых блоков индивидуального наведения по 100 килотонн. Возможно оснащение ракеты осколочно-фугасной боевой частью с массой взрывчатого вещества около 2 тонн для высокоточного поражения целей в неядерном конфликте или маломощной ядерной боевой частью (до 50 тонн в тротиловом эквиваленте) при нанесении точечных ударов.

Старт ракеты "Синева" может осуществляться в режиме одиночного или залпового пуска.

В мирных целях используется гражданская модификация ракеты "Синева" – ракета-носитель "Штиль-1", обеспечивающая вывод на орбиту полезную нагрузку массой 100 килограммов.

АПЛ «Брянск»

Ракетный подводный крейсер К-117 был заложен на стапелях Севмаша (Северодвинск) в 1986 году под заводским номером 383, при этом К-117 стал тысячным среди подводных лодок, построенных на российских верфях, спуск на воду состоялся 8 февраля 1988 года, 30 сентября корабль вошёл в строй, 9 ноября зачислен в составСеверного флота.

За время нахождения в строю К-117 совершил 6 длительных боевых служб, 12 боевых дежурств, 6 ракетных стрельб. 3 июня 1992 года корабль отнесён к подклассу АПКСН. В июле 2002 года К-117 «Брянск» прибыл на завод«Звёздочка» в Северодвинск для прохождения ремонта и модернизации, 10 августа того же года поставлен на стапели док-камеры. 10 октября 2006 года спущен на воду для прохождения дооборудования и испытаний, 30 ноября 2007 года «Брянск» завершил испытательный поход в море после ремонта с целью испытаний нового оборудования. 11 февраля 2008 года состоялся ввод корабля в строй после ремонта. 14 июля 2009 года «Брянск» успешно совершил пуск баллистической ракеты на минимальную дальность.1 ноября 2009 года «Брянск» успешно совершил пуск межконтинентальной баллистической ракеты из акваторииБаренцева моря из подводного положения

Предельная глубина погружения 650 метров. Подводная скорость 24 узла (более 45 километров в час). Автономность плавания 90 суток. Экипаж 140 человек. Длина 167 метров. Ширина 12 метров. Осадка 9 метров.

svpressa.ru

Просмотров: 3828 | Добавил: inforussia | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 сергей  
0
я тоже за синеву.мы должны иметь гарантию что ракета выполнит свою задачу.булава такой гарантии не даёт.нельзя уничтожать технологии накопленные трудом учёных и инженеров за многие десятилетия.надо понимать-технологию нельзя купить,она создаётся кропотливым трудом долгие годы.

2 Юрий  
0
Уважаемый inforussia как раз наоборот топливо для "Синевы" более токсично.Вот выдержка из статьи Ильи Крамника, военного обозревателя РИА Новости "...oднако у «Булавы» есть ряд преимуществ. Одно из главных – значительно меньший стартовый участок траектории, что осложняет ее перехват силами ПРО, меньший вес, габариты и твердотопливные двигатели. Последнее значительно упрощает обслуживание и эксплуатацию этой ракеты по сравнению с жидкостной «Синевой», которая, также как и предшественники, использует хорошо зарекомендовавшую себя в ракетостроении, но довольно опасную «гремучую смесь» несимметричного диметилгидразина/азотного тетроксида (НДМГ/АТ) в качестве топлива и окислителя. Оба компонента отличаются очень высокой токсичностью, а окислитель АТ еще и сильной агрессивностью."

1 inforussia  
0
Твердотопливные ракеты у нас получаются хуже, чем у американцев...Просто в их разработку мы вкладывали немало денег и своей души...
К тому же, твердотопливные намного менее экологически чистые, а топливо для них очень токсично...Поэтому я стою за жидкотопливные ракеты мы их умеем делать очень хорошо...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]