- 2008 Ноябрь
- 2008 Декабрь
- 2009 Январь
- 2009 Февраль
- 2009 Март
- 2009 Апрель
- 2009 Май
- 2009 Июнь
- 2009 Июль
- 2009 Август
- 2009 Сентябрь
- 2009 Октябрь
- 2009 Ноябрь
- 2009 Декабрь
- 2010 Январь
- 2010 Февраль
- 2010 Март
- 2010 Апрель
- 2010 Май
- 2010 Июнь
- 2010 Июль
- 2010 Август
- 2010 Сентябрь
- 2010 Октябрь
- 2010 Ноябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Май
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2015 Февраль
- 2015 Апрель
- 2015 Май
13:16 Шарики да Винчи |
Крымский изобретатель обещает совершить революцию в мировой подшипниковой индустрии. Благодаря исключению в уникальной конструкции трения скольжения его подшипники вообще не требуют смазки, а потому необычайно долговечны Фото: Александр Зубко «Законов механики и сопротивления материалов никто не отменял. В моих подшипниках нет чуда: там работают эти же законы», — говорит изобретатель со стажем, бывший сотрудник крымского Института эфиромасличных и лекарственных растений (ИЭЛР) Николай Загута. В результате многолетних исследований и опытов ему удалось найти решение задачи, которую пытался разрешить еще Леонардо да Винчи, — избавиться от трения в подшипниках. Инновационный проект «Подшипники нового поколения — принципиально новые сверхдолговечные подшипники» получил первую премию второго по счету Конкурса инноваций, организованного украинским деловым журналом «Эксперт». Даже хрестоматийное определение подшипника обозначает его как
«совокупность точно подогнанных деталей, требующих эффективной смазки»,
а специалисты уверены, что при отсутствии смазки заедание подшипника
неминуемо. Срок службы большинства подшипников весьма невелик: 43%
из них преждевременно выходят из строя по причине плохой смазки и 27% Новые подшипники, избавленные от трения и потому более не нуждающиеся в смазке, Автор проекта подсчитал: при внедрении его подшипников
только в Украине экономический эффект составит около 450 млн долларов
в год. «В мире ежегодно выходят из строя сорок миллиардов подшипников,
из них пятисот миллионов в Украине и больше миллиарда — в России.
И только одна зарубежная подшипниковая компания тратит сорок миллионов
долларов в год на исследования, которые позволяют снизить трение Герань, розы, трениеШестидесятилетний Николай Загута по образованию Замысел усовершенствовать работу подшипников появился у Николая
Загуты случайно. Работая в Кумсангирском совхозе «Герань»
в Таджикистане, он сконструировал специальный комбайн для обновления
песка, в котором выращивались черенки герани (до этого песок обновляли
вручную при шестидесятиградусной жаре). Но однажды в подшипники
комбайна попал песок, Действительно, с изобретений Леонардо начинают отсчет истории современных подшипников. Он оставил описания разнообразных конструкций — прообразов нынешних, а также подтвердил преимущество качения перед скольжением. Как известно, трение скольжения в подшипниках в 100 тыс. раз превышает трение качения. Леонардо первым установил необходимость обеспечить расстояние между телами качения, т. е. роликами или шариками, чтобы снизить трение скольжения. Изучив отечественные и зарубежные разработки в этой области, он понял, что идея расположения тел качения на расстоянии витала в воздухе много лет. Ученые пробовали помещать между основными телами качения еще одну «порцию» шариков или роликов, которая, по идее, и должна была уменьшать соприкосновение между ними. Она его и уменьшала, но только если подшипники предназначались для работы в обычных условиях. Задача была ясна: полностью избавиться от необходимости применять смазку в подшипниках и, соответственно, найти способ раcположить тела качения на расстоянии друг от друга. Испробовав множество конструкций, Загута нашел оптимальное решение: «Я ввел в свои подшипники явление чистого качения колеса по рельсу — там ведь не нужна смазка. Более того, если даже насыпать на рельсы песок (а это часто делают на подъемах), колеса все равно будут катиться. А в обычных подшипниках два колеса, катясь рядом, трутся друг об друга, и в точке их соприкосновения трение удваивается. Чтобы этого избежать, и придуманы сепараторы. Потому я решил, что в новых подшипниках сами тела качения должны выполнять роль сепаратора». Уникальность конструкции, придуманной ученым, — в пространственном расположении тел качения. К примеру, в четырехроликовом экземпляре внутри одних тел качения размещены другие, раздвигающие первые и прижимающие их к внутренней поверхности колеса. Таким образом, наружные кольца новых подшипников сжимают внутренние тела качения, а те, в свою очередь, разжимают внешние. Но что самое интересное, все четыре ролика вращаются вокруг виртуальной оси. Благодаря такой геометрии, ролики не скользят, а катятся друг вокруг друга без соприкосновения. Так образуется чистое качение. Первые испытания своей конструкции ученый провел в конце 2006 года в родном ИЭЛР. Специалисты института заинтересовались этим изобретением, поскольку смазка подшипников в экстракционных установках каждый день разъедалась растворителями. В ИЭЛР изготовили испытательный стенд и сначала наблюдали за работой обычного подшипника без смазки. Он проработал в течение часа и заклинил. «Затем установили модель моего подшипника, изготовленную из низкосортной стали, и она работала десять часов при частоте вращения три тысячи оборотов в минуту. Мы поняли, что так этот подшипник может проработать еще сколько угодно, и начали увеличивать частоту вращения. Он работал и при восьми тысячах оборотов в минуту», — рассказывает Николай Загута. Николай Загута обещает, что ежегодно его изобретение будет приносить Украине 450 млн долларов Ученый утверждает, что отыскал принцип создания сверхдолговечных экземпляров для всех востребованных сфер использования подшипников качения. Сейчас он разработал серию из 30 конструкций подшипников качения для различных условий эксплуатации, на пять из них была проведена квалификационная экспертиза, которая определила мировую новизну изобретения. Докатиться до небесТрадиционный подшипник — довольно хрупкий механизм, предназначенный
для работы только в благоприятных условиях. К примеру, в обжиговых
печах цементных заводов, где температура достигает 900–1000 градусов
Цельсия, обычные подшипники, нормально функционирующие при температуре
не выше 80 градусов, через Полное отсутствие трения скольжения Это качество Кроме того, Премьера уже скороВсе перечисленные преимущества новых подшипников позволяют автору
проекта утверждать, что для форсированного выхода поначалу
на внутренний, а затем и на внешние рынки необходима государственная
поддержка. Ведь Со своей разработкой Загута обращался в Министерство промышленной политики. В департаменте Таким образом, надеяться на прямое государственное финансирование
проекта не стоит. Как раз в этом случае изобретение демонстрирует ярко
выраженный коммерческий эффект, а значит, вполне реально получить
деньги от частных инвесторов. Сегодня Николай Загута сам ведет
переговоры с представителями отечественных предприятий (пяти процентов
от дохода компании, которая займется производством подшипников, ему
вполне достаточно), ведь выполнять весь объем заказов ему уже не под
силу. Существует договоренность с Харьковским подшипниковым заводом
(ХАРП) о скорейшем проведении государственных испытаний Несколько дней назад Николай Загута сообщил «Эксперту», что болгарская компания |
|
Всего комментариев: 0 | |